
Согласно исследованию 25% россиян хотя бы один раз прогуливали работу. И по признанию самих опрошенных, не всегда по уважительной причине. Однако даже регулярное посещение офиса или производства не гарантирует, что сотрудник вовлечен в трудовой процесс на 100%. Он может заниматься личными делами, листать ленты социальных сетей, бесконечно пить чай или уставать раньше окончания рабочего дня.
В долгосрочной перспективе все эти факторы приводят бизнес к заметным финансовым потерям. Так, например, недосыпающие люди отнимают у российской экономики 3,5 трлн рублей ежегодно.
Постоянные глобальные изменения, пандемия, смена поколений, дефицит кадров, высокий уровень стресса и другие факторы приводят к тому, что уровень вовлечения сотрудников в работу снижается.
Содержание:
Что такое абсентеизм
Понятие «абсентеизм» произошло от английского слова absent — «отсутствовать». С помощью него обозначают комплексную проблему, когда сотрудник не может выполнить свои обязанности, потому что его нет на рабочем месте. Изначально речь шла о злостных прогулах, систематических отпрашиваниях и задержках по уважительным причинам. Со временем в пару к «явному» абсентеизму добавился «скрытый» тип. Ведь номинальное физическое присутствие не гарантирует, что сотрудник добросовестно трудится над задачами компании в течение всего рабочего времени. Легальная форма прокрастинации или активная имитация бурной деятельности маскируют абсентеизм в течение длительного периода.
«Скрытый» вариант отсутствия считается более опасным, чем типовые прогулы. В этом случае, руководитель нередко замечает проблему лишь тогда, когда финансовые показатели или настроение в коллективе уже пострадали.
Задача специалистов по работе с персоналом не допустить, чтобы частные случаи проблемы стали систематическими и обрели массовый характер.
Ключевые угрозы
-
Дисциплина. Если один сотрудник работает спустя рукава, то рано или поздно, ему будут подражать и другие члены команды. Ведь никто не хочет работать за другого, и все ожидают к себе особого отношения. Коллеги начнут саботировать работу, отпрашиваться по личным делам, брать внезапные выходные, опаздывать или распространять слухи. Найдутся и те, кто будет молча грустить на рабочем месте. Спустя время, продуктивная атмосфера в коллективе будет полностью уничтожена и начнется волна «тихих» уходов.
-
Текучка. Опытный и мотивированный сотрудник не любит прокрастинировать. Заметив у себя признаки абсентеизма, он скорее всего задумается о переходе в другую компанию, где найдутся более привлекательные задачи и карьерные перспективы. И наоборот, пока кто-то саботирует дела, за него вынуждены работать коллеги. Исполнители покинут команду из-за несправедливого распределения нагрузки, а найти замену быстро в условиях дефицита кадров не получится.
Как рассчитать абсентеизм
Прогулы зафиксированы, прокрастинация выявлена. Теперь можно попробовать рассчитать общий коэффициент абсентеизма (ОКА) в компании.
Для этого необходимо сложить все время отсутствия сотрудника (например, за месяц), а затем разделить эту сумму на количество рабочих часов в выбранном периоде и умножить на 100%. В расчетах не учитываются официальные выходные и отпуска, а вот больничные стоит включить в категорию «отсутствие».
В России нормы ОКА не существует, поэтому, каждая компания может рассчитать референсное значение самостоятельно, исходя из внутренних правил и подходов к загрузке персонала.
Полученные результаты помогут планировать будущие риски и принимать соответствующие решения в области управления персоналом.
О чем говорит абсентеизм
Явно или скрыто работу прогуливают не только недобросовестные сотрудники.
-
Выгорание. Не заинтересованный в своем труде человек перестает видеть результаты, теряет мотивацию, регулярно подвергается критике руководства. На подсознательном уровне он старается абстрагироваться от бессмысленной работы, а по факту уходит в прокрастинацию и все чаще берет отгулы или сталкивается с «форс-мажорами», требующими немедленного решения вне рабочего места. Статистика говорит, что 45% россиян хоть раз испытывали профессиональное выгорание.
-
Низкое вовлечение. Американские работодатели потеряли почти 2 трлн долларов из-за того, что сотрудники чувствовали себя несчастными из-за работы. Согласно Gallup, эмоциональные трудности возникли, в том числе, из-за перехода на удаленный режим, в котором люди перестали понимать цели компании и видеть свои задачи как часть целого проекта.
-
Плохая адаптация. Далеко не каждый сотрудник способен самостоятельно организовать свое рабочее время или проявить инициативу в сотрудничестве с коллегами. Абсентеизм на удаленке может указывать на то, что у компании плохо проработаны процессы дистанционной помощи подчиненным. И наоборот, в случае принудительного возвращения в офис руководитель может расценивать абсентеизм как сигнал о необходимости постепенной «мягкой» адаптации коллег к новым условиям.
Кнут или пряник
Чтобы приструнить прогульщиков и прокрастинаторов, первым делом хочется закрутить гайки. Однако публичные выговоры, увольнения, штрафы и прочие «кнуты» работают не во всех случаях. Если причина абсентеизма кроется в психологических факторах, то более эффективными могут оказаться «пряники» в виде премий за поддержку ОКА, тимбилдингов, доверительных интервью с HR, карьерного роста и личных KPI.
Как выстроить эффективную систему мотивации, можно узнать на курсах РШУ по мотивации, компенсациям и льготам. Наши эксперты помогут вам найти решения, которые будут полностью соответствовать целям и задачам компании.
Чтобы новые форматы контроля оценивались позитивно, стоит уделить внимание образовательному моменту. Например, эффективный бизнес-инструмент «учет рабочего времени» многие сотрудники могут воспринимать, как способ слежки. Поэтому нужны семинары, которые покажут преимущества, а также практика, закрепляющая позитивное взаимодействие.
Автор — Наталья Самоукина, кандидат психологических наук, специалист в сфере управления персоналом, бизнес-тренер и консультант.
Руководителям важно найти баланс между излишней лояльностью и абсурдным регулированием каждого шага подчиненного. Тем более, что универсальной формулы абсентеизма не существует. Всегда остаются случаи, требующие индивидуального подхода. Например, работающие мамы, профессионалы с ненормированным рабочим днем, люди результата, а не процесса. Загоняя их в формальные рамки, работодатель рискует потерять ценных сотрудников.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.